Текущее время: 16 янв 2018, 22:26

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 13 ]  На страницу 1, 2  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАС
СообщениеДобавлено: 05 май 2010, 09:51 

Уважаемые коллеги!

В конце 2009 года Институт коррекционной педагогики (г.Москва), разработал проект СПЕЦИАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА.
Предлагаем обсудить текст проекта стандарта, и активно высказать свою точку зрения в отношении этого документа в этом форуме. Результаты обсуждения существенным образом повлияют на позицию Коалиции общественных организаций помощи людям с аутизмом России, в отношении будущего государственного стандарта.

Документ в прикрепленном файле.


_____________________________________
Текст настоящего документа опубликован:
1. Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО, №13, 2009.
2. Журнал «Дефектология», №2, 2010.
3. http://www.ikprao.ru
3. http://www.autisminrussia.ru (обсуждение текста на форуме «Аутизм в России»).


У вас нет доступа для просмотра вложений в этом сообщении.


  
 
 Заголовок сообщения: Re: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАС
СообщениеДобавлено: 05 май 2010, 14:58 

Зарегистрирован: 20 ноя 2009, 13:39
Сообщений: 60
Замечание. Предлагаю дополнить документ: "по возможности шире использовать совместные классы детей- аутистов с детьми- инвалидами по опорно- двигательному аппарату, компенсированными дефектами зрения и слуха", так как аутисту тружно приспособиться к активным здоровым сверстникам в условиях изменяющейся среды. А также нужно подчеркнуть ответственность педагогов за формирование здоровой морально- нравственной среды, недопустимость унижения учеников по причине физического дефекта", важность устанолвления неформального контакта с аутистом". "На уроках труда формировать навыки повседневной жизни и самообслуживания, знакомить детей- аутистов с деятельностью организаций и производств, проводить экскурсии".
И ещё вот цитата из другого форума, с которой я полностью согласен:
"Современный подохд к лечению аутизм, исходя из последних данных о причинах заболевания, может быть только один: рассматривать каждое из проявлений, как изолированную патологию. Зачастую, при таком подохде, показывают свою эффективность даже самы простые, распространенные средства..." Я считаю неправильно с медицинской точки зрения валить в кучу аутизм имеющий разную причину.
Цитата:Центр "Прогноз" г. С. Петербург:
Аутизм. Ребенок живет в своем замкнутом мире, у него ослаблен или вовсе отсутствует эмоциональный контакт с близкими. Для него типична эхолалия - многократное повторение услышанных фраз, а также склонность к механическим движениям. Такие дети нетерпимы к перемене привычной обстановки, перестановка мебели в доме или новые носочки могут вызвать взрыв отрицательных эмоций.
Считается, что аутизм практически не лечится. В то же время наши исследования и практический опыт утверждают обратное. Не запущенные случаи успешно поддаются лечению. Мы выяснили, что в результате нарушения кровоснабжения части ствола головного мозга возникает у ребенка уменьшается способность восприятия зрительных и слуховых стимулов, иначе говоря, он оказывается в изоляции. Улучшая кровоток в этой области мозга, мы выводим его из этого состояния."
autisminrussia писал(а):
Ссылка на коммерческое лечебное учреждение удалена Администратором форума


Не в сети
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАС
СообщениеДобавлено: 05 май 2010, 20:49 

Зарегистрирован: 17 окт 2009, 21:32
Сообщений: 2
Так красиво и грамматно написано, только будут ли эти стандарты работать. Я недавно пыталась устроить своего ребёнка в детский сад, просилась хотябы в специвлизированный, но я услышала такой ответ: " С аутизмом вас никуда не примут" вот так вот.


Не в сети
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАС
СообщениеДобавлено: 08 май 2010, 09:53 

Зарегистрирован: 23 сен 2009, 12:57
Сообщений: 58
Откуда: Самара
1. Почему образовательный стандарт разработан ТОЛЬКО для школьного возраста? Без сомнения, это очень важно и необходимо. Но почему начинание идет не "с головы, а с хвоста"? Основная коррекционная работа должна проводиться в сензитивный период развития ребенка, то есть ДО ШКОЛЫ! Где стандарты для раннего вмешательства, для дошкольного образования?

2. Далее, почему нет конкретики?
"Уменьшить наполненность класса" - до какого количества (5 чел? 10 чел? 20 чел?)?
"Массированная психолого-педагогическая поддержка" - почему не написать, что КАЖДОМУ аутисту - по своему психологу (сопровождающему)? Или один школьный психолог будет разрываться и на работу с обычными школьниками, и на "массированную" помощь 1 аутисту по полчаса в день (да и то в лучшем случае, а может ведь опять свестись к пассивному наблюдению 10 минут раз в месяц)?

3. Но больше всего умилило вот это:
"Развитие жизненной компетенции должно обеспечиваться специальной поддержкой такого ребенка, поскольку, даже формально опережая обычных сверстников в освоении образовательной программы, эти дети могут оставаться совершенно не приспособленными к обыденной жизни. Поэтому требования к результатам освоения образования во всех содержательных областях здесь должны основываться на понимании особой, отличной от обычной градации шкалы простого и сложного при аутизме".
Да, да и в третий раз да! ДОЛЖНЫ!!! НО конкретно кто и как будет это делать??? Где ответственные за эту работу??? Как осуществляется контроль? У кого искать это понимание??? Ну и т.д.

Возможно, авторами предполагается, что конкретика должна быть изложена в других документах? А стандарт - это только теоретическое обоснование необходимости другого подхода к обучению детей с РАС? В таком случае как-то объяснимо, почему вопросов этот стандарт ставит больше, чем дает ответов.


Не в сети
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАС
СообщениеДобавлено: 09 май 2010, 12:56 

Зарегистрирован: 15 окт 2009, 15:24
Сообщений: 35
Откуда: г.Хабаровск, Хабаровский край
Дорогие коллеги!
Для меня стандарт образования для аутичного ребенка, это: глубокое исследование (диагностика) имеющихся особенностей конкретного аутичного ребенка и его близкого окружения ( на предмет "взаимодействия" со специалистами) и предложение государством возможностей образования (специальное учреждение, специально обученные специалисты, специально организованная среда, учебные пособия и т.д. и т.д.. в общем грамотная государственная политика) достижение ожидаемых результатов, посредством индивидуального и группового обучения. Развивающего обучения.
На мой взгляд: проект очень сложный и тяжелый, главное совсем неясный. Также трудно понятен специалистам, у которых совсем мало опыта работы с аутичными детьми.
Боюсь, что на "ура" примут этот госстандарт, перед всем миром объявят, что в России есть образование у детей с аутизмом. А качества не будет. Мы это в Хабаровске имеем и без госстандарта. Просто смогли о многом договориться.
При составлении госстандарта, что хотят сами родители, каким видят образование для своих детей у нас с вами не спрашивают. Даже формально не спрашивают. Идет навязывание сверху своего стандарта людьми, которые сами не имели аутичных детей. Вот так будет вам хорошо!!! Нам виднее.
При таком раскладе проблемы аутичных детей размываются, на практике в общей массе никто "глубоко копать", чтобы помочь ребенку аутизмом и семье не будет (извините за пессимизм).
МОЙ ВЫВОД: Отдельные учреждения для аутичных детей нужны!!! Конечно они должны взаимодействовать, плотно работать и привлекать ресурсы других коррекционных учреждений, общества в целом.
Мне кажется, что у нас с Вами есть прекрасный шанс еще раз объявить, что мы-родители есть, и мы готовы внести свои предложения в столь важный, основополагающий и судьбоносный документ, касающийся наших детей.
С искренним уважением к вам, дорогие коллеги, Наталья Евтеева.


Не в сети
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАС
СообщениеДобавлено: 10 май 2010, 09:44 

Зарегистрирован: 22 окт 2009, 12:31
Сообщений: 8
Я двумя руками "за" интеграцию аутичного ребенка в общество неаутичных детей. Но во второй части документа написано, что будут уменьшаться классы, подбираться под аутичного ребенка. Мне кажется, это неправильно. Детей с нетяжелыми формами аутизма можно интегрировать в коллектив без ущерба для этого коллектива. Детям с серьезными формами нужен сопровождающий педагог. Было бы очень хорошо, если бы для аутичных детей, которым предлагается индивидуальное обучение, помимо индивидуальных занятий с педагогом был введен обязательный предмет "Социальная адаптация в коллективе". Суть этого предмета в том, что ребенок в сопровождении педагога находится в обществе неаутичных детей (с любым диагнозом, можно и УО, и ЗПР, и ДЦП), принимает участие в совместных играх в ГПД, присутствует на определенных уроках и т. д. Сопровождающему педагогу эти часы должны быть поставлены в нагрузку и оплачиваться государством. Количество этих часов будет определяться степенью тяжести ребенка. Цель этого предмета - адаптировать ребенка к коллективу настолько, чтобы он мог обходиться без сопровождения. Такая форма работы будет оптимальна и для ребенка, и для коллектива.
Не знаю, будут ли наши чиновники из системы образования, которые делают "все для народа", внедрять эту идею в жизнь, но иногда хочется помечтать...
А вообще гос. стандарт хорош, но нуждается в доработке.


Не в сети
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАС
СообщениеДобавлено: 20 май 2010, 08:11 

Зарегистрирован: 19 май 2010, 15:42
Сообщений: 12
Стандарт хороший, подготовлен со знанием проблем аутичных детей.
Могу высказаться только на основании собственного практического опыта воспитания сына-аутиста, не тяжелого, скорее между 3 и 4 групой.
С практической стороны я могла бы добавить, что для успешной интеграции в обычном классе нужна поддержка педегога-психолога, который бы по мере необходимости сопровождал ребёнка.
Мой ходил в обычный детский сад. На утренниках часто с ним была психолог, которая водила рядом хоровод, когда он зазевается, подсказывала, как нужно делать, или когда он остановится и во время выступления детей громко спросит какой марки у того дяди видеокамера помогала сгладить ситуацию. Если бы это делала я, то момент "самостоятельности" на утреннике был бы утерян.
Насчёт потребности в помощи в период школьного обучения ещё не знаю, но несомненно учитель и школьный психолог должны быть подготовлены. А на деле - я водила сына на подготовительные занятия к 1 классу, ничего не сказав учительнице, так как есть опасения, что узнав о диагнозе его просто не примут в школу.


Не в сети
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАС
СообщениеДобавлено: 06 июн 2010, 03:04 

Зарегистрирован: 30 май 2010, 00:29
Сообщений: 1
Отрадно, что данный документ появился! Не буду повторяться, я во многом солидарна с коллегами по форуму в высказываниях о Стандарте. Добавлю только одно. Если положить данный документ рядом, к примеру, с Федеральным государственный образовательным стандартом общего образования, то мы увидим, насколько обсуждаемому нами Стандарту не хватает детализированности. Пожалуй, трудно будет образовательным учреждениям полностью соответствовать букве данного документа, поскольку границы "букв" порой размыты. Безусловно, любой Стандарт - это фундамент для создания целого ряда документов, регламентирующих образовательный процесс. Будем надеяться, во-первых, что их создание тоже последует, и что в них и будут отражены волнующие нас вопросы: сколько детей должно быть, кто должен сопровождать, где и как должны обучаться специалисты и т.д. и т.п. Чего же еще не хватает данному Стандарту, так это, на мой взгляд, такого раздела, как "Требования к условиям реализации...", куда бы могли войти требования к кадровым условиям реализации программы, к финансово-экономическим, материально-техническим, информационно-методическим.


Не в сети
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАС
СообщениеДобавлено: 06 июн 2010, 18:34 

Зарегистрирован: 06 июн 2010, 18:15
Сообщений: 1
Отрадно, что наконец-то на проблемы аутичных детишек обратили внимание! Как мама сынули с диагнозом АУТИЧЕСКИЙ СИНДРОМ , я конечно всей душой "за". Не хочу повторяться, но для таких детишек сопровождающий человек (тьюдер) - обязателен, а тяжёлых формах может и два... Самое главное в наших проблемах именно социальная адаптация, но без базы знаний дальнейшая полноценная жизнь невозможна.
Надежда на этот проэкт просто безграничная.


Не в сети
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАС
СообщениеДобавлено: 03 авг 2010, 16:59 

Зарегистрирован: 12 окт 2009, 21:23
Сообщений: 52
Откуда: г.Москва, Московская область
Публикация макета «Специального федерального государственного образовательного стандарта для детей с нарушениями развития аутистического спектра» (далее: макет стандарта) - значительное событие для всех, кому небезразлична судьба детей с расстройствами аутистического спектра: уже сам факт работы над таким стандартом - свидетельство того, что проблема аутизма государством не полностью забыта.
К положительным моментам предлагаемого документа можно отнести следующее.
1. Впервые говорится об образовательном стандарте для детей с расстройствами аутистического спектра, а не о стандарте для детей с эмоциональными расстройствами, как это было в предыдущих проектах, оказавшихся неудачными.
2. Сделана попытка дифференцированного, гибкого подхода к образованию детей с аутизмом.
3. Наряду с академическими проблемами рассматриваются проблемы развития «жизненной компетенции» детей с аутизмом.
4. Авторы твёрдо придерживаются интегративной направленности образования детей с аутизмом.
В то же время, многие положения Макета стандарта вызывают вопросы и сомнения.
1. В документе говорится о школьном образовании детей с аутизмом, но у образования детей с аутизмом нет законодательной базы (если примут появившийся этим летом проект нового закона «Об образовании», то и не будет – там нет ни слова об аутизме), и фактически не учитывается (кроме общих слов) коррекционная работа в преддошкольном и дошкольном возрасте, важнейшем этапе коррекционной работы, без четких представлений об организации, методическом обеспечении, организационных особенностей которого, без учёта его возможных итогов планировать образовательный процесс в школьном возрасте, мягко говоря, несколько умозрительно.
2. Авторы категорически настаивают на ненужности и даже вредности специальных образовательных учреждений для детей с аутизмом, на интеграции детей с аутизмом в школы различного вида как на единственно правильном решении.
Положение о том, что «создание школы и даже классов исключительно для детей с аутизмом по многим причинам не представляется целесообразным» исключительно важно и, требует детального анализа.
«Объединение вместе детей с выраженными проблемами коммуникации не может способствовать их социальному развитию». «Прежде чем объединяться, нужно размежеваться», - сказал известный политический деятель начала ХХ века. Начальные этапы коррекционной работы при аутизме во всём мире проводятся индивидуально, но во многих случаях даже у детей с высоким интеллектуальным уровнем сформировать потребность коммуникации и навыки коммуникации (а иногда даже преодолеть негативизм к общению) к школьному возрасту не удаётся. Где такого ребёнка учить? Индивидуально в массовой школе: часов мало даже на академическую программу, не говоря уже о специальных проблемах.
«Специально приспособленные среда и методы обучения в данном случае помогают решать конкретные задачи организации и обучения, но не стимулируют развитие ребенка». Во-первых, совершенно непонятно, почему решение «конкретных задач организации <видимо, поведения?> и обучения» не стимулирует развитие ребёнка; во-вторых, среда и методы должны быть адекватны возможностям ребёнка и способствовать его развитию, и решать этот вопрос вообще и для всех сразу нельзя: на одном этапе коррекции чёткая организация среды и жёсткое структурирование урока жизненно необходимы, на другом этапе – это шоры, ограничивающие, сдерживающие развитие. Авторы стандарта противоречат себе, чуть выше, например, сказано, что необходима «чёткая организация среды класса, структуры урока, упорядоченность процесса обучения и жизни ребёнка в школе в целом».
«Навыки и знания, успешно усвоенные им в стереотипной учебной ситуации, с большим трудом переносятся и используются в реальной жизни». Процесс обучения переносу навыков, их гибкому использованию в жизни сложен, это длительный, поэтапный процесс. Придти к спонтанности и естественности сразу нельзя, и практически всегда без «стереотипной учебной ситуации» на начальном этапе не обойтись, а у многих он растягивается на годы и к школьному возрасту переход к «естественному обучению» в обычных условиях оказывается невозможным и вредным. Если возникает такая ситуация, где нужно учить такого ребёнка? И почему те же проблемы не отмечены в первом варианте стандарта?
Прежде чем категорически отвергать необходимость создания специальных (коррекционных) образовательных учреждений (специальных классов, отделений для детей с РАС), нужно сделать хотя бы попытку понять, что именно отвергается. Задача такого учреждения (или иной структуры) – по возможности подготовить ребёнка с аутизмом к интеграции в существующий вид массовых или специальных образовательных учреждений, как это делается в подавляющем большинстве стран мира. Никто не возьмёт на себя смелость дать гарантии, что к такому-то возрасту у данного конкретного ребёнка будут сформированы потребность в коммуникации и навыки общения. Но мы декларируем гарантию образования, и отказ от специальных образовательных учреждений для детей с аутизмом для очень большого процента таких детей эти гарантии перечёркивает. Нужно выбирать: стандарт для ребёнка с аутизмом или ребёнок с аутизмом для стандарта?
Детский аутизм является клинической моделью искажённого психического развития (В.В.Лебединский), это классический негативный дизонтогенетический синдром с высокой частотой встречаемости, в комплексной коррекции которого ведущую роль играют психолого-педагогические методы, что является необходимым и достаточным основанием для выделения расстройств аутистического спектра в особое направление специального образования.
И, наконец, у родителей ребёнка с аутизмом должно быть право выбора: чем дети с РАС хуже, чем дети с другими отклонениями в развитии? Разве это не дискриминация?
Таким образом, можно заключить, что окончательный вывод авторов «Макета...» о нецелесообразности или даже вредности специальных (коррекционных) учреждений (или иных структур) для детей с аутизмом (РАС) представляется необоснованным ни с медико-биологических, ни с психолого-педагогических, ни с социальных позиций.
3. Чисто практически «Макет стандарта» для своей реализации требует весьма значительных изменений программы подготовки и функциональных обязанностей учителей, психологов и других психолого-педагогических работников массовой и специальной школы, пересмотра большого числа существующих нормативных документов и создания новых. Иным должен быть и уровень толерантности учащихся, родителей, преподавателей. Если эти изменения и реальны, то потребуют очень много времени, и ещё многие поколения детей с аутизмом останутся фактически вне образования или в неадекватных образовательных условиях.
4. Тем не менее, проводить указанные выше изменения необходимо, но параллельно представляется необходимым создавать специализированные образовательные структуры, главной задачей которых должна стать подготовка детей с аутизмом к интеграции в существующие виды образовательных учреждений, а также образование тех детей с аутизмом, которых интегрировать не удаётся.
5. Как отмечают авторы «Макета стандарта», «Характеристика ожидаемых результатов должна даваться только в единстве всех компонентов образования. Нецелесообразно рассматривать результаты освоения отдельных линий, поскольку даже их сумма может не отражать ни общей динамики развития ребенка с аутизмом, ни качества его образования. В частности, у части детей могут быть вполне закономерные локальные «западения» в освоении отдельных линий и даже областей образования, но такого рода неудачи ребенка не должны рассматриваться как показатель его неуспешности в целом и невозможности перехода на следующую ступень образования».
Однако, если целостная оценка на основе единства всех компонентов образования допускает закономерные локальные «западения» в освоении отдельных линий (сколько «западений»? сколь глубоких «западений»? что считать закономерно допустимым, а что не считать? – и т.д. и т.д.), то такая оценка может быть либо стопроцентно субъективной, либо исключительно сложной на грани принципиальной невозможности её создания.
Кроме того, если динамику типичного («нормального») развития, недоразвития в разной степени, задержанного развития можно учесть и с достаточно большой вероятностью предсказать ход образовательного процесса, и разработка стандарта образования возможна и уместна (типичное развитие, умственная отсталость, ЗПР и др.), то при аутизме чаще всего патология развивается как эндогенный процесс с многочисленными вариантами динамики и часто в сочетании с другими нарушениями (недоразвитие, задержка, депривация и т.д.). Разработка стандарта если и возможна, то исключительно сложна и настолько многовариантна, что возникают сомнения в уместности понятия «стандарт».
В «Макете стандарта» также отмечается, что «общий подход к оценке знаний и умений ребенка по академическому компоненту предлагается в целом сохранить в его традиционном виде применительно ко всем вариантам стандарта. Вместе с тем учет особых образовательных потребностей ребенка с аутизмом предполагает использование специальной и подробной шкалы оценок. Подобные шкалы необходимы для выявления даже минимальных шагов в продвижении ребенка в достижении ориентиров, заданных стандартом, и максимально точной оценки соотношения между ожидаемым и полученным результатом, что принципиально для построения и корректировки плана дальнейшего формирования академических знаний, умений и навыков в выбранной области образования».
Единой шкалы оценок для всех детей с аутизмом в пределах одного варианта стандарта не получится (а если как бы получится, то вряд ли она будет работать); когда таких шкал много, очень много, то почему это должно называться «стандарт»?
Представляется, что в первую очередь необходимо позаботиться о том, чтобы, обеспечить квалифицированную специализированную комплексную медико-психолого-педагогическую помощь в решении специальных проблем детей с аутизмом, начиная с преддошкольного возраста, и сделать так, чтобы по возможности большее число детей с аутизмом могли заниматься по возможно более высоким из уже существующих стандартов школьного образования и разработать соответствующие условия для этого.


Не в сети
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 13 ]  На страницу 1, 2  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа



 Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
 
cron